За сговор с фармацевтом врачу грозит дисквалификация
Сфера здравоохранения должна контролироваться более жестко, чем сейчас. Государственные власти разрабатывают механизмы для этого, сообщил на встрече с журналистами начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Тимофей Нижегородцев.
Он пояснил, что у Росздравнадзора нет практически никаких инструментов контроля и наказания недобросовестных медиков и фармацевтов. «По сути дела, весь контроль сводится к превентивным мерам: хочет, к примеру, компания заниматься бизнесом в фармотрасли, она должна собрать ряд документов, представить их в ведомство и, если все в порядке, получить лицензию. А дальше — чем и как она занимается, контролируется слабо», — считает Тимофей Нижегородцев. Кроме того, даже если будут выявлены нарушения, практически единственное, чем рискует компания, это отзывом лицензии. А это не страшно. Поскольку наиболее «продвинутые» предприниматели регистрируют сразу несколько юрлиц, получают несколько лицензий. Одну контору закрыли — они продолжают делать свое дело под другим названием.
В западных странах за нарушение установленных государством правил игры на рынке здравоохранения, злоумышленники несут уголовную ответственность и платят многомиллионные штрафы. Как ФАС предлагает изменить ситуацию? «Контроль в здравоохранении должен быть заточен на обороте медицинских препаратов и услуг. Мы передали в Минздравсоцразвития наши предложения, сейчас они обсуждаются», — говорит Тимофей Нижегородцев. Среди них — дать Росздравнадзору полномочия, схожие с возможностями ФАС: заводить административные дела, проводить расследования, выносить решения. «Если это не сделать, то законы об основах охраны здоровья граждан, об обороте лекарственных средств и об обязательном медицинском страховании выполняться в полной мере не будут», — считает антимонопольщик.
Кстати, ФАС сейчас принимает активное участие в обсуждении законопроектов об основах охраны здоровья граждан и об обороте лекарственных средств. Часть новелл в них были и еще будут прописаны по рекомендации антимонопольной службы.
Если
Третье. ФАС настаивает на изменении подхода Минздравсоцразвития в формировании списков лекарств для разных государственных программ, в том числе жизненно важных лекарственных средств, дополнительного лекарственного обеспечения. «Зачастую в списках указывается не только формула, но и дозировка, форма выпуска, а это указывает на предпочтительность конкретных производителей. Другие же производители отсекаются, — говорит глава управления ФАС. — К нам поступало немало жалоб по этому поводу. Тем более что на основании этих списков зачастую формируется госзаказ, а число участников в конкурсе искусственно ограничивается». Сейчас эти списки корректируются под влиянием антимонопольной службы, а Минздравсоцразвития пообещало выработать более четкие правила игры.
Четвертое — это эксклюзивные вертикальные соглашения между производителями лекарств и дилерами: когда отдельные компании не могут получить доступа к препаратам, предпочтение отдается одному посреднику, для остальных выставляются невыполнимые требования. А это — опасная ситуация, особенно если это инновационные препараты — незаменяемые лекарства. Тогда, например, при проведении госзакупок на конкурс приходит только один поставщик, естественно, выигрывает и заключает договор на максимальную цену. ФАС выиграла суд у одного очень крупного иностранного производителя, после чего он был вынужден изменить коммерческую политику, принципы отбора поставщиков, типовой договор. Теперь этот опыт будет распространяться по стране. Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) номер 5571 от 2 сентября 2011?г.
Источник www.pharmcluster.ru