Регулирование цен обернулось дефицитом
Вступивший год назад в силу закон «Об обращении лекарственных средств», который должен сдерживать рост цен на жизненно важные лекарства, дал неожиданный результат. Стоимость некоторых препаратов стала на 10% больше, чем должна быть. Другие стали дефицитом.
Закон «Об обращении лекарственных средств» ввел государственное регулирование цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лечебных препаратов (ЖНВЛП). Этот список специалисты Минздравсоцразвития составляют каждый год. Его состав постоянно меняется.
В проект перечня на 2012 год вошли 563 наименования лекарств, 94 из них выпускаются только российскими фармкомпаниями, 202 — только зарубежными. В этом году в списке было на 24 препарата меньше. В ассортименте аптек лекарства из списка ЖНВЛП составляют до 40%.
Мера оказалась действенной. По словам директора по исследованиям и консалтингу компании «Фармэксперт» Николая Беспалова, несмотря на то что большинство аптек устанавливало максимально возможную наценку, цены на лекарства группы ЖНВЛП в 2011 году выросли на 1,5–2%. По рынку рост цен (с учетом остальных лекарств) составил 5–7%.
Но это в среднем. Рост цен на отдельные препараты достигал 10%. Или эти лекарства вовсе исчезали с полок. Причина — еще одно положение закона. Раньше регистрацией новых лекарств занимался Росздравнадзор. Процедура могла занимать до полутора лет, а то и больше. Со вступлением закона в силу эти функции, а также перерегистрация, которую препараты проходят раз в четыре года, отошли самому Минздраву.
Чиновники обещали, что производителям придется ждать регистрации максимум 210 дней, если препарат оригинальный, и 60 дней, если это дженерик (воспроизведенное лекарство). Но производители, которые стали ориентироваться на эти сроки, жалуются, что чиновники в них не укладываются.
— Сейчас в срок получить ответ на запрос о регистрации не получается. Нет прозрачности в этом процессе, производитель не понимает, что происходит с его препаратом, — объясняет руководитель российского представительства иностранной фармкомпании.
А в очереди на перерегистрацию скопилось около 2,5 тыс. препаратов, подсчитали эксперты Фармстандарта. Такие лекарства продавать можно, но НДС для них составляет не 10%, а 18%. «На выходе для покупателя цена увеличивалась на 10% по сравнению с обычной стоимостью. Когда фармкомпании получали регистрацию, цена возвращалась на место», — рассказывает исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина.
Некоторые старые лекарства оказались в дефиците — например, аспирин или парацетамол. «В начале года возникала ситуация, когда
В Минздраве коллапс объясняют наследием Росздравнадзора. «На момент передачи учреждения в ведение Минздравсоцразвития на рассмотрении начиная с 2001 года находилось 9,017 тыс. дел (по регистрации новых лекарств. — „Известия“)», — говорят в ведомстве.
Но у экспертов другое мнение. «Если Росздравнадзор раньше проводил в год больше тысячи дел, то Минздрав — 400–500», — комментирует гендиректор маркетингового агенства DSM Group Сергей Шуляк.
Источник: Ремедум
См.также: фитотерапия | фармацевтические выставки 2011 | БАДы | гомеопатия | лечебная косметика