20.10.2011

За запуск иммунитета отвечает витамин D

Витамин D имеет решающее значение для человеческих иммунных реакций, причем как врожденных, так и адаптивных. Международная исследовательская группа из Калифорнийского университета выяснила, что витамин D важен не только для укрепления костей, он также играет ключевую роль в борьбе организма с инфекциями, такими как туберкулез. Ученые изучили механизмы, управляющие способностью иммунной системы уничтожать или подавлять рост патогенных микроорганизмов, таких как Myсobacterium tuberculosis.

Сначала ученые изучили Т-клетки, которые играют центральную роль в иммунитете, вырабатывая протеин интерферон g. Этот протеин является триггером, объединяющим клетки иммунной системы для уничтожения инфекции. Однако, как выяснилось, для активации этого процесса обязательно требуется достаточный уровень витамина D. В ходе экспериментов, исследователи обнаружили, что в присутствии достаточного количества витамина D наблюдается 85-% сокращение колониеобразующих бактерий туберкулеза в человеческих клетках-макрофагах.

Надо отметить, что полезность витамина D в лечении туберкулеза была эмпирически установлена еще несколько веков назад, но до сих пор никто не знал, как именно он помогает в борьбе с инфекцией. Более того, было неизвестно, что этот механизм работает не только с туберкулезом, но и с другими инфекционными болезнями. Открытие ученых также объясняет, почему люди с темной кожей имеют более высокую восприимчивость к туберкулезу. Этот факт подтверждается тем, что Африка занимает первое место в мире по заболеваемости туберкулезом. Теперь понятно, что это отчасти связано с пигментом меланином, который защищает кожу от ультрафиолетовых лучей и при этом уменьшает производство витамина D.

Ученые также обнаружили удивительный факт: хотя врожденный и приобретенный иммунитет активизируются с помощью различных рецепторов, на раннем этапе этого процесса они тесно связаны с витамином D. Результаты исследования имеют большое значение для разработки новых действенных методов борьбы с инфекционными заболеваниями. Еще более ценным это открытие делает тот факт, что новый способ борьбы с опаснейшими инфекциями не мог быть изучен на мышах, поскольку эти ночные животные для борьбы с туберкулезом используют совершенно иные иммунные процессы. Рис: Основные органы иммунной системы человека.

Источник: rnd.cnews.ru