меню
27-я Международная специализированная выставка
Международный деловой медико-фармацевтический форум
7-10 декабря 2020, Москва, ЦВК «Экспоцентр»

11.01.2012

Лекарства уходят в застой

Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился.

Российский фармацевтический бизнес, который еще год назад выглядел жизнеспособным и привлекательным для инвесторов, по общему мнению аналитиков низведен до состояния чемодана без ручки. Вложено много, из дела выйти можно только с большими убытками. Рост продаж медикаментов заметнее всего замедлился в коммерческом сегменте, что говорит о низкой платежеспособности россиян.

Финансовые итоги года представителям фармацевтического производства, оптовой и розничной торговли еще только предстоит подвести. Но два основных счетчика фармрынка — DSM Group и ЦМИ «Фармэксперт» — уже сделали предварительные расчеты по данным за первые 11 месяцев 2011 года. И уже не вызывает сомнений, что год был самым неудачным для отрасли за последние 10 лет, включая кризис 2008–2009 годов.

«В результате введения регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные препараты и изменений правил налогообложения, которые коснулись многих работавших ранее по „упрощенке“ участников фармрынка, издержки компаний значительно возросли», — пояснил «МН» генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. По словам эксперта, изменения в администрировании сильнее всего ударили по аптекам, где рентабельность упала до 1–2% (в зависимости от того, арендованы торговые площади или находятся в собственности) против 4–5% в 2009 году. Уменьшилась привлекательность и оптовой торговли аптечными товарами: по словам Шуляка, «сейчас рентабельность в этом сегменте не превышает 0,5%, хотя еще год назад по самым пессимистическим оценкам была 3%».

Общий рост рынка в 2011 году Сергей Шуляк оценивает в 14% в рублевом эквиваленте цен конечного потребителя, из которых 7–8% — это инфляционная составляющая. Николай Демидов, не подводя окончательных итогов, допускает, что он был и ниже — от 8%. В таком случае инфляция его полностью поглотила. «Если говорить не о денежном эквиваленте, а о том, сколько лекарств получили наши граждане в этом году, то роста действительно фактически нет, — говорит Шуляк. — Количество упаковок проданных во всех сегментах рынка за первые 11 месяцев 2011 года всего на 0,7% больше, чем за тот же период прошлого года».

Общий объем рынка лекарств и сопутствующих аптечных товаров в 2011 году, по предварительным данным DSM Group, составил примерно 750 млрд. рублей. Из них более 461 млрд. приходится на медикаменты, которые покупались россиянами за собственный счет, 136 млрд. — на парафармацевтику и 149 млрд. — на госпитальные закупки и программы льготного лекарственного обеспечения всех уровней.

Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился. Как и увеличение потребления медикаментов, уровень которого в России в несколько раз меньше, чем в экономически развитых странах. Вместе эти два фактора делают нашу страну совершенно неинтересным местом для инвесторов «большой фармы».

«На Западе рынок давно сформирован и растет на 2–3% в год. Мы впервые приблизились к столь низкой отметке, роста и это выбивает Россию из числа перспективных и быстро развивающихся рынков. А учитывая сложности с регистрацией препаратов, с которыми в течении года столкнулись многие производители, шансов оставаться достойными конкурентами еще меньше», — отмечает Николай Демидов. «Если бизнес и не уходит из этого дела, так только потому, что его некому продать, сейчас фармацевтика стоит очень мало», — считает Сергей Шуляк.

Но во всем есть и положительные стороны. По крайней мере, в краткосрочной перспективе российские пациенты могут не опасаться резкого подорожания медикаментов — ни тех, что по льготным рецептам, ни тех, что в открытой продаже. По данным экспертов, из-за колебаний курсов валют в 2011 году цены на регулируемые государством жизненно необходимые лекарственные препараты увеличились всего на 2%. Коммерческий сегмент не на много его обогнал — всего 7%. В 2012 году эта тенденция сохранится, уверены аналитики.

Источник: Ремедиум

Вернуться к списку новостей