05.03.2012

Натуральный метаболит грибка оказался эффективным блокатором ферментов, активизирующих рост раковых клеток

Природа щедро одаривает учёных безграничным количеством биологически активных веществ, помогающих человечеству противостоять самым опасным болезням, включая раковые. Например, рассматриваемое исследование идентифицировало несколько макроциклических лактоноврезорциловой кислоты, выделяемых из мангровой плесени, как эффективный ингибитор ферментов, ответственных за рост опухолей. (К слову, первый полный синтез одного из таких лактонов, aigialomycin D, был осуществлён в 2004 году группой Данишевского.)

Учёные из Института химических и инженерных исследований (Сингапур) обратили внимание на лактон aigialomycin D. Было показано, что он обладает сильными цитотоксичными свойствами против некоторых типов раковых клеток, однако до сего дня практически ничего не было известно о взаимосвязи «структура — активность». Исследователи взялись закрыть этот пробел. Так был синтезирован целый набор соединений — производных aigialomycin D, с тем чтобы яснее представить, в каком направлении двигаться дальше для получения нового, по-настоящему мощного противоракового средства.

Кроме самого лактона aigialomycin D, сингапурские химики синтезировали несколько дюжин его производных, обладающих разнообразными группами заместителей, которые, по их мнению, должны были играть важную роль при ингибировании ферментов. Но, как выяснилось, самым интересным ингибитором показал себя собственно aigialomycin D. Не обладая никакими специфическими заместителями, этот лактон способен неплохо блокировать такие ферменты-киназы, как CDK2 (а это ключевой фермент для процесса роста раковой опухоли). С этим результатом на руках учёные провели aigialomycin D через полную тестовую панель, содержащую около сотни различных ферментов-киназ. И время было потрачено не зря. По крайней мере в пяти случаях отмечен очень высокий уровень блокирования киназ лактоном aigialomycin D.

А среди этих пяти обнаружился чрезвычайно интересный фермент-киназа MNK2, который надёжно ингибируется, взаимодействуя с лактоном aigialomycin D. Киназа MNK2 вместе с родственным ферментом MNK1 селективно активирует протеины, активизирующие рост злокачественного новообразования. И хотя нет никаких последовательных доказательств того, какие конкретно роли исполняют MNK1 и MNK2, точно известно, что избыток активности киназ вида MNK напрямую связан с феноменом пролиферации раковых клеток.

Таким образом, результатом исследования стало открытие того, что природное соединение aigialomycin D является по-настоящему эффективным ингибитором ферментов-киназ, поддерживающих рост раковых клеток, что открывает перед нами новые пути в лечении этого типа недугов. По словам самих учёных, в среднесрочной перспективе перед ними стоит задача направленной модификации структуры лактона aigialomycin D с целью достижения куда большей селективности и эффективности ингибирования.

Источник: science.compulenta.ru