05.07.2012

Найден быстрый способ получения новых лекарственных средств

Ученые из научно-исследовательского института Скриппса применили новую технологию модификации органических молекул, которая позволяет добавить функциональные группы к ранее инертным составляющим для получения лекарственных препаратов и других органических веществ.

«Это — основной инструмент для получения новых химических соединений, и у него широкая область приложения», — сказал доктор Юй Цзинь Цюань (Jin-Quan Yu), профессор исследовательского центра и ведущий автор нового исследования, опубликованного в журнале Nature. Cоавторы — Дашен Леоу (Dasheng Leow) и Ган Ли (Gang Li).

По сравнению с традиционным методом, когда заменяются только уже имеющиеся в молекуле функциональные группы, метод «активации CH-связей» — так химики обозначают удаление атома водорода от углеродного кольца и замены его функциональной химической группой — более прямой путь повышения сложности структуры, в перспективе могущий обеспечить новые ценные свойства.

Последние 10 лет Юй занимался разработкой методов активации CH-связей. Но использование их было ограничено техническими сложностями: невозможностью работать со связями, расположенными далеко от функциональной группы или под неподходящим углом. В новом исследовании Юй и его команда добились этого с помощью молекулы, которая может доставить разрывающий связи палладий к CH-связи, относительно — более чем на дюжину связей — отдаленной от ближайшей функциональной группы, и не задеть другие связи. Длинная модифицируемая молекула включает нитрил (группа углеродистого азота), а ее гибкость позволяет ей действовать как подъемный кран, раскачивающий таран.

Команда испытала технологию на множестве молекул, в том числе аминокислоте фенилаланин и синтетическом нейромедиаторе — лекарственном средстве баклофен. Юй считает, что, помимо производства ЛС, новый метод будет полезен в химии полимеров и других материалов.

Источник: Ремедиум