меню
Фармацевтический форум-выставка
Бизнес-формат
2-4 марта 2021, Москва, Event Hall Даниловский

10.08.2012

ФАС возьмется за таблетки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует запустить специальную систему для контроля отечественного рынка торговли лекарствами. Ее создание ведомство оценило в один миллион рублей.

По задумке ФАС, компьютер будет собирать данные обо всех работающих в России аптеках, сетях и компаниях, анализировать товарооборот и долю каждого игрока на рынке и помогать обнаруживать тех, кто занимает доминирующее положение.

Все это антимонопольщики делают и сейчас, но информация собирается, что называется, вручную. Большое количество локальных рынков лекарств (их в России больше двух тысяч), внушительное число участников и сделок, особенно в рознице, только усложняет задачу. В антимонопольной службе надеются, что новая информационная система поможет сделать работу эффективнее. Тем более что с конкуренцией на рынке торговли лекарствами дело пока обстоит не так хорошо, как хотелось бы.

Развитию конкуренции мешают барьеры, которые устанавливают чиновники, защищая «свои» компании

«В крупных городах конкуренция развита хорошо, — рассказала „РГ“ заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская. — На небольших рынках ситуация хуже. Если даже работает несколько аптечных пунктов, то, как правило, они имеют одного, максимум двух хозяев, которые пользуются ситуацией и держат высокие цены». Новые аптеки, по словам Шаравской, не открываются, во-первых, по чисто экономической причине: людей мало, доходы невысокие, спрос на лекарства хоть и постоянный, но недостаточный, чтобы получать нормальную прибыль. А во-вторых, из-за разнообразных административных барьеров, которые устанавливают местные чиновники, чтобы защитить интересы «своих» компаний.

Объем рынка лекарств в России оценивается примерно в 600 миллиардов рублей. На этой «поляне», по данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», сегодня работает около 60–65 тысяч аптечных учреждений. На сети приходится чуть больше половины рынка. В оптовом сегменте работает около 800–1000 компаний (фармдистрибьюторов). При этом на топ-15 оптовиков приходится почти 80 процентов всего рынка.

Надежда Шаравская добавляет, что при проведении конкурсов или аукционов, к примеру, на поставку лекарств для льготников чиновники часто изначально закладывают условия, по которым компания должна не только поставлять, но и продавать медикаменты. «Это требование могут выполнить только крупные фирмы, имеющие как лицензию оптовика, так и собственные аптеки, — говорит Шаравская. — Таких компаний очень мало, конкуренции никакой. Это оборачивается повышенными бюджетными расходами».

Источник: Ремедиум

Вернуться к списку новостей