ФАС возьмется за таблетки
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует запустить специальную систему для контроля отечественного рынка торговли лекарствами. Ее создание ведомство оценило в один миллион рублей.
По задумке ФАС, компьютер будет собирать данные обо всех работающих в России аптеках, сетях и компаниях, анализировать товарооборот и долю каждого игрока на рынке и помогать обнаруживать тех, кто занимает доминирующее положение.
Все это антимонопольщики делают и сейчас, но информация собирается, что называется, вручную. Большое количество локальных рынков лекарств (их в России больше двух тысяч), внушительное число участников и сделок, особенно в рознице, только усложняет задачу. В антимонопольной службе надеются, что новая информационная система поможет сделать работу эффективнее. Тем более что с конкуренцией на рынке торговли лекарствами дело пока обстоит не так хорошо, как хотелось бы.
Развитию конкуренции мешают барьеры, которые устанавливают чиновники, защищая «свои» компании
«В крупных городах конкуренция развита хорошо, — рассказала „РГ“ заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская. — На небольших рынках ситуация хуже. Если даже работает несколько аптечных пунктов, то, как правило, они имеют одного, максимум двух хозяев, которые пользуются ситуацией и держат высокие цены». Новые аптеки, по словам Шаравской, не открываются,
Объем рынка лекарств в России оценивается примерно в 600 миллиардов рублей. На этой «поляне», по данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», сегодня работает около 60–65 тысяч аптечных учреждений. На сети приходится чуть больше половины рынка. В оптовом сегменте работает около 800–1000 компаний (фармдистрибьюторов). При этом на
Надежда Шаравская добавляет, что при проведении конкурсов или аукционов, к примеру, на поставку лекарств для льготников чиновники часто изначально закладывают условия, по которым компания должна не только поставлять, но и продавать медикаменты. «Это требование могут выполнить только крупные фирмы, имеющие как лицензию оптовика, так и собственные аптеки, — говорит Шаравская. — Таких компаний очень мало, конкуренции никакой. Это оборачивается повышенными бюджетными расходами».
Источник: Ремедиум