Пиарщики в белых халатах
Кто и как проделывает дешевые трюки с дорогими препаратами
О связях врачей с фармацевтическими компаниями говорят много. Не успел отгреметь скандал вокруг Pfizer, дочерние структуры которой под видом расходов на рекламу и маркетинг платили многомиллионные взятки врачам и чиновникам в 11 странах, в том числе и в России. Теперь в США провели сенатское расследование, раскрывающее кухню продвижения дорогостоящих медицинских изделий на мировой рынок.
Под угрозой оказалась репутация одного из глобальных лидеров — компании Medtronic. Ее инсулиновые помпы, водители сердечного ритма и другие полезные приборы присутствуют и на нашем рынке. Выяснилось, что маркетологи компании негласно редактировали научные статьи, которые затем именитые врачи посылали для публикации в один известный медицинский журнал. В этом случае речь шла о применении в клинической практике Infuse, одного из продуктов компании. Это
Документы расследования впечатляют. С 2002 по 2009 год в написании 11 научных статей, опубликованных в авторитетных медицинских журналах, негласно участвовали сотрудники отделения маркетинга компании. По запросу сенатской комиссии Medtronic предоставил 5000 документов, в том числе и переписку по электронной почте между врачами и сотрудниками компании. Вот только несколько примеров. В письме, датированном 2005 годом, один из сотрудников отдела маркетинга предлагает авторам вымарать из их статьи таблицу типичных осложнений при применении Infuse. После дружеского совета ее убирают. «Лично я считаю, что хватило бы просто упомянуть, что побочные эффекты можно разбить на две группы, не уточняя деталей», — пишет маркетолог компании. Совпадение или нет, но главный автор статьи спинальный хирург Кен Баркес с 1998 по 2010 год получил от Medtronic 6,4 миллиона долларов. В 2002 году на совещании экспертов Food and Drug Administration (FDA), посвященном обсуждению Infuse, другой врач, Хол Метьюз, горячо убеждал коллег одобрить использование этого продукта. Он заявил участникам совещания, что не имеет никаких финансовых интересов и не принимал денег от компании за выступление. Однако из переписки стало ясно, что в 2001 году сотрудники Medtronic вместе с
Между тем применение
Может сложиться впечатление, что все это — «нравы мира чистогана». «Скорее наоборот, — утверждает президент российского Общества специалистов доказательной медицины профессор Василий Власов.-То, что в США сумели довести подобное дело до сенатских слушаний и обнародовали документы, говорит о том, что в этой стране законы работают. У нас же доктора продолжают ездить за счет фармкомпаний за границу, хотя это и запрещено законом о лекарственных средствах, но его требования легко обойти. Многие пациентские организации находятся на содержании у
В поле зрения российских специалистов доказательной медицины то и дело попадают странные факты. «Давно сложилось так, что хирурги ставят больным дорогостоящие медицинские устройства и получают за это процент от компаний, — говорит Власов. — Дошло до того, что дешевых стентов в России не ставят вообще. А между тем специальные исследования доказали, что дорогие стенты ничуть не более эффективны, чем дешевые. Часто пациент вынужден выкладывать значительные средства из собственного кармана за дорогостоящие устройства, ведь ОМС не покрывает эти затраты. Но проверить, что ему поставили, он не может. В Ленинградской области
Если врач предлагает пациенту новейшее лекарственное средство избавления от недуга, ему хочется верить. И как проверить, не переплелись ли планы лечения с маркетинговыми стратегиями? Совсем недавно многие СМИ, в том числе и российские, облетела новость о Филе Бардине, директоре клиники сна и дыхания Монашского университета в Австралии, задумавшем избавить от мучений пациентов, страдающих сенной лихорадкой. Раз в году, когда в воздух попадает пыльца цветущих растений, эти люди вынуждены принимать препараты от аллергии, которые не всегда помогают. Австралиец предложил втирать в носоглотку специальный гель на основе ботокса, широко применяемого в косметологии. По словам Фила Бардина, ботокс парализует нервные окончания. Воспаление и другие симптомы аллергии исчезают на три месяца. А за это время из воздуха исчезнет и аллергенная пыльца… Привлекательно? Очень. «Но обратите внимание: доктор заявил о том, что приступает к клиническим исследованиям препарата и набирает для этого 70 пациентов, — говорит доцент кафедры факультетской терапии Первого МГМУ им.
Американские сенаторы уже разработали закон, обязывающий компании раскрывать любые связи с практикующими врачами. Изменятся и правила рецензирования научных статей в медицинских журналах. У российских властей здесь тоже работы непочатый край.
И все же самостоятельно из лабиринта врачебного маркетинга пациентам не выпутаться. Выход тут только один — сделать правила игры более прозрачными на уровне государства. Например, в России, возможно, скоро введут правила допуска на рынок медицинских изделий, но эти правила пока не представили общественности для обсуждения.
Источник http://www.itogi.ru