меню
28-я Международная специализированная форум-выставка
 
24-26 ноября 2021, Москва, Инновационный центр «Сколково», Amalteya Hall

11.10.2012

Кто и как следит за ценами?

Алексей Софронов: «Внеплановые проверки могут проводиться по жалобам граждан. Следует отметить, что контроль за ценами можем вести как мы сами, так и федеральные органы власти и прокуратура области».

Важно знать, куда обращаться в случае роста цен — об этом и о других нюансах рассказал «СИ» руководитель департамента ценового и тарифного регулирования министерства экономического развития Самарской области Алексей Софронов

— Алексей Николаевич, скажите, кто же регулирует цены на товары в нашей области?
— Этим занимается наш Департамент ценового и тарифного регулирования министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Делаем мы это совместно с самарским отделением Федеральной службой государственной статистики.
Однако в отличие от нее, мы отслеживаем цены по всем муниципальным образованиям Самарской области. При этом в перечень контролируемых товаров включены только социально значимые продукты питания — хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, соль, картофель и овощи. Отслеживаем и непродовольственные товары, например, бензин и дизельное топливо. Наиболее значимые решения об изменении цен, тарифов, принимаются региональным правительством.
Кроме того, регулированием цен и тарифов занимается областное министерство энергетики и ЖКХ, а в муниципалитетах области — органы местного самоуправления. Им делегированы полномочия по регулированию торговых надбавок на продукцию производственно-технического назначения и продовольственные товары. И надбавки эти распространяются на все хозяйствующие субъекты торговли независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. В том числе, и на индивидуальных предпринимателей. Их введение на самые необходимые продукты питания является единственным основным государственным рычагом воздействия на ценовую политику в муниципалитете, защищающим население от спонтанного и необоснованного роста цен.

— А можно чуть подробнее остановиться на том, что именно подлежит вашему контролю?

— Мы работаем в разных сферах. Это и транспортные тарифы, и торговля продуктами и лекарствами, и установление различных нормативов. В сфере транспорта мы занимаемся утверждением тарифов на перевозку пассажиров и грузов: автотранспортом — по внутриобластным, пригородным и межобластным маршрутам; железнодорожным, речным и автотранспортом — в пригородном сообщении. В фармацевтической отрасли мы утверждаем предельные надбавки к ценам производителей на жизненно важные и необходимые лекарственные средства. В сфере технического осмотра транспортных средств — предельные размеры платы за проведение техосмотра транспорта и нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра. Даже устанавливаем предельные максимальные ставки нормо-часа при проведении технической инвентаризации жилищного фонда в Самарской области.
Также, наш департамент подготавливает нормативно-правовые акты по установлению Правительством Самарской области наценок на продукты, продаваемые на предприятиях общественного питания при образовательных учреждениях, и торговых надбавок к ценам на продукты детского питания. Ядром среди них являются цены на социально-значимые продовольственные товары, расширенный ассортимент социально-значимых продовольственных товаров и группу основных непродовольственных товаров первой необходимости. Повторюсь, регулирование цен распространяется только на социально-значимые группы.

— А как регулируется цена на все остальные?
— Так как у нас рыночная экономика, то цены на социально незначимые товары регулируются свободным рынком.
— Может ли в этой связи какой-либо, как вы говорите, хозяйствующий субъект торговли поднимать цену на 1000 процентов?
— Нет, не может. Ведь есть налоги, акцизы и другие механизмы по регулированию цен. Так что, вряд ли это получится.
— А как простым гражданам узнать информацию о цене на интересуемые продукты или сообщить о завышении их стоимости?
— Для потребителей существует телефон «Горячей линии по ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты» — 337-54-79, который работает по вторникам и пятницам с 15.00 до 17.00 часов. Так же, на сайте министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в разделах «Информация о ценах» и «Мониторинг цен» размещена информация об уровне и интервалах розничных цен на продовольственные товары первоочередного спроса.
— Как вы узнаете о завышении цен где-либо?
— В результате плановых проверок юридических лиц, расписанных на целый год. Этот план размещен в сети Интернет по адресу: www.economy.samregion.ru. Так же, внеплановые проверки могут проводиться по жалобам граждан. Следует отметить, что контроль за ценами можем вести как мы сами, так и федеральные органы власти и прокуратура области. Согласно закону, а именно — функции проверки торговых точек, на предмет размера торговых надбавок переданы муниципалитетам. Прокуратура же может как привлекать нас к проводимым ею проверкам, так и сама совершать такие проверки и отправлять нам для анализа цен подготовленные материалы. Как правило, работа проходит так: сначала муниципалы-ценовики вместе с прокуратурой проверяют торговые точки на предмет завышения цен, на утверждение торговых надбавок на товары первой необходимости. Если находят нарушения, по факту проверки прокуратура отсылает нам документы по материалам этих нарушений. Сделав проверку этих документов и найдя подтверждения нарушений в торговле, мы выносим постановление об административном наказании. Как правило, мы применяем административные меры: штрафы и предписания об устранении.
— Каковы же размеры выносимых вами штрафов?
— Завышение максимальной розничной цены влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей. Для должностных лиц это будут уже пятьдесят тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет. Для юридических лиц вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен, тарифов, расценок, ставок и тому подобного — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара, работы или услуги за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
А занижение регулируемых государством цен, в частности, на алкогольную продукцию, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет также наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — ста тысяч рублей. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика продукции.
— Какова тенденция в области нарушения тарифов? Становится ли их больше?
— Так как с 14 июля 2011 года полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса возложены на министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области, то количество плановых проверок существенно сократилось. Выполнение плана проверок в 2011 году составило 78%. В последние годы мы наблюдаем увеличение нарушений в сфере автоперевозок. В прошлом году мы возбудили административные дела на пять организаций, которые установили завышенные цены на свои услуги. Сумма штрафов для них составила свыше 250 тысяч рублей. Размеры штрафов увеличиваются. Всего в прошлом году их собралось более чем на 400 тысяч рублей.
— Скажите, а почему осенью дорожают овощи, когда во время урожая их как раз становится много?
— В этом году мы такого еще не обнаружили. Рост цен на свежие овощи наблюдался в конце июня. Такое удорожание в первую очередь связано с поступлением в торговую сеть привозных овощей нового урожая по более высоким ценам. В августе отмечалось снижение розничных цен на картофель и овощную продукцию, что объясняется увеличением предложения картофеля и свежих овощей нового урожая.
В целом же, если цены растут, то это носит общероссийский характер. Может где-то они вырастают чуть больше, где-то чуть ниже, но в Поволжье динамика их роста примерно одинакова.

Справка:
Перечень социально значимых продовольственных товаров:
Сахар, масло растительное, макаронные изделия, овощные консервы (кроме соков и томатных паст, пюре и соусов), томатные консервы, соки овощные, напитки, сиропы, соусы и приправы, консервы плодовые и ягодные (фруктовые), чай, поваренная соль, мясные, молочные и рыбные консервы, сухое молоко, мука и крупа.

Перечень расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров:
Маргариновая продукция, детское питание, консервы овощные, плодовые и ягодные для детского питания, сухие молочные смеси, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, молоко, молочная и кисломолочная продукция, яйца, фрукты, овощи, картофель, масло животное.

Перечень основных непродовольственных товаров первой необходимости:
Моющие синтетические средства, хозяйственные бытовые свечи, резиновые сапоги, бытовые лампочки накаливания, спички, туалетное и хозяйственное мыло, зубная паста, шампуни, валяная обувь (валенки), другие, заказанные по дополнительным заявкам, согласованным с администрацией муниципального района.

Источник http://samarskieizvestia.ru

Вернуться к списку новостей