меню
26-я Международная специализированная выставка
Международный деловой медико-фармацевтический форум
2-5 декабря 2019, Москва, ЦВК «Экспоцентр»

02.08.2011

Навстречу новым рекордам! Аптечные продажи лекарственных средств в Украине по итогам I полугодия 2011 г.

Украинский фармрынок эволюционирует семимильными шагами — сегодня его объем в денежном выражении превысил все ранее достигнутые результаты. Так, по итогам I полугодия 2011 г. объем аптечных продаж лекарственных средств достиг 11 млрд грн. или 1,4 млрд дол., превысив показатель докризисного уровня как в национальной, так и в американской валюте. Кроме того, в течение последних 2 лет отмечают двузначные темпы прироста его объема, в частности, в I полугодии 2011 г. этот показатель составил 21% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

При этом физический объем потребления лекарственных средств, невзирая на положительную динамику в посткризисный период, до сих пор не восстановился до уровня 2008 г., составив в I полугодии 2011 г. 587 млн упаковок. Таким образом, объем рынка аптечных продаж лекарственных средств в стоимостном выражении формируе­тся преимущественно за счет повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов, которое, в свою очередь, обусловлено как инфляционными процессами, так и смещением структуры потребления в пользу дорогостоящих лекарственных средств.

Кризисный период стал переломным моментом в истории развития украинской фарминдустрии — лекарственные средства локального производства, начиная с конца 2008 г., начали активно наращивать свой удельный вес в структуре аптечных продаж. Эта тенденция была обусловлена возможностью повышения цен на низкостоимостные препараты украинских производителей.

Сегодня можно констатировать, что объем розничной реализации лекарственных средств отечествен­ного производства в национальной и американской валюте значительно превысил показатель 2008 г., а в натуральном выражении практически восстановился до самого плодотворного 2007 г. В сегменте зарубежных препаратов результаты несколько скромней — в гривне и долларах докризисный уровень уже превышен, хотя в натуральном выражении этот показатель еще не восстановлен.

В условиях острой конкурентной борьбы в посткризисный период наметилось снижение аптечной наценки на реализацию лекарственных средств, которая по итогам I полугодия 2011 г. зафиксирована на уровне 26%, для сравнения — за аналогичный период 2009 г. этот показатель составлял 30,6%. Однако снижение уровня наценки — еще не повод для утраты маржи, которая в национальной валюте перманентно увеличивается, впрочем, как и в долларовом выражении, за исключением кризисного 2009 г. В настоящее время маржинальный доход розничных торговых точек в среднем по рынку Украины уже восстановилась до уровня 2008 г.

Отметим, что динамика валовой маржи аптечных учреждений прямо пропорцио­нальна динамике розничного рынка лекарственных средств. Поэтому благополучие операторов фармрынка и потребителей, как две стороны одной медали, — чем выше покупательская способность населения, тем больше объем аптечных продаж и, соответственно, маржа розничных торговых точек.

Украинский рынок дистрибьюции лекарственных средств активно развивается по пути консолидации. Так, по итогам I полугодия 2011 г. в руках первой тройки компаний было сконцентрировано 73% общего объема оптовых поставок лекарственных средств в аптеки в денежном выражении, для сравнения — годом ранее этот показатель составлял лишь 56%. Суммарный удельный вес топ-5?дистрибьюторов в I полугодии 2011 г. также значительно увеличился — с 68,8 до 86,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Итак, сегодня в розничном и оптовом сегментах рынка лекарственных средств ведется серьезная конкурентная борьба, что является мощным стимулом к дальнейшему развитию рынка.

Источник: apteka.ua

См.также: выставка лечебной косметики | выставки медицинского оборудования | справочник лекарственных средств | международные медицинские выставки | выставка человек и лекарство

Вернуться к списку новостей