меню
26-я Международная специализированная выставка
Международный деловой медико-фармацевтический форум
2-5 декабря 2019, Москва, ЦВК «Экспоцентр»

02.08.2011

Аптечный рынок ОТС России: итоги первых трех месяцев 2011 г.

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, за первые три месяца 2011 г. объем реализации безрецептурных лекарственных препаратов в России в натуральном выражении увеличился на 8% и достиг 850,331 млн. упаковок. Объем ОТС-рынка страны относительно аналогичного периода прошлого года вырос на 24% в рублевом эквиваленте и на 26% — в долларах и достиг 45,990 млрд. рублей (1,572 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис. 1).

На долю безрецептурных препаратов приходилось 52% от всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2,06 долл.) и достигла 2,43 долл. в розничных ценах. За первые три месяца 2011 г. российский потребитель потратил на безрецептурные лекарства в среднем 14,45 долл., тогда как за аналогичный период 2010 г. — 11,38 долл.

По итогам трех месяцев 2011 г. рейтинг ведущих производителей безрецептурных препаратов по-прежнему возглавляют компании PHARMSTANDART и SANOFI-AVENTIS (табл.1). Российский производитель продемонстрировал 37%-й рост продаж и расширил долевое присутствие на 1 п.п., упрочив свое лидерство. В тоже время динамика продаж французской компании отставала от среднерыночных темпов, что привело к сокращению ее доли с 5,9% до 5,5%.

Сохранить позиции неизменными удалось также компании BAYER (+21%), занимающей 4 место. Отметим, что кроме лидера, высокими темпами развивались рынки еще четырех производителей. Это увеличивший продажи в 1,5 раза SANDOZ, а также STADA (+36%), RECKITTBENCKISER (+30%) и единственный новый представитель Топ-10 NYCOMED (+36%).

Все эти компании улучшили рейтинговое положение, заняв третью, седьмую, восьмую и десятую строчки соответственно. Три производителя с относительно невысокой динамикой продаж (MENARINI,NOVARTIS и TEVA), напротив, переместились на более низкие места в рейтинге.

В Топ-10 ведущих торговых наименований на ОТС-рынке произошли структурные изменения — в нем появилось два новых участника, и произошли многочисленные перестановки(табл.2). Однако возглавляющим рейтинг препаратам ARBIDOL (+61%) и ESSENTIALE N (+13%), удалось сохранить, а первому — и укрепить свое лидерство.

Занимавший ранее третью позицию LINEX (+10%) вследствие отставания темпов роста опустился на две ступени вниз, пропустив вперед более динамичные OCILLOCOCCINUM (+39%) и ANAFERON (+30%). Кроме того, более низкие 7 и 9 места заняли THERAFLU(+23%) и MEZYM FORTE (+3%).

Напротив, на две позиции вверх, на 6строчку, переместился LASOLVAN (+83%). Еще более выраженный рейтинговый прогресс отмечен у новых представителей рейтинга — препараты ACC (продажи выросли в 2,1 раза) и ANTIGRIPPIN MAXIMUS (в 5,5 раз), поднялись с 14 на 8 и с 129 на 10 места соответственно.

Состав Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименованийне изменился (табл. 3). Однако лишь двум его представителям удалось остаться на занятых ранее позициях. Это лидер рейтингаARBIDOL (+61%) и занимающая 5 место комбинация PARACETAMOL + ASCORBIC ACID + PHENIRAMINE (+35%). Улучшили свои рейтинговые позиции пять представителей.

НастрочкувверхпереместилисьPANCREATIN (+12%), IBUPROFEN (+29%), ANASBARBARIAE (+40%) и INTERFERONGAMMA, NATURAL (+30%), которые заняли 2 и с 7 по 9 места включительно. Более значительно, с 7 на 4 позицию, поднялся AMBROXOL, продажи которого выросли в 1,7 раза. Напротив, сокращение продаж отмечено у двух наименований — XYLOMETAZOLINE (-8%) и LACTOBACILLUS ACIDOPHILUS (-7%), которые опустились на третью и десятую строчки.

Наиболее продаваемой группой безрецептурных препаратов на рынке России продолжает оставаться N02 Анальгетики (+23%) (табл.4). На вторую позицию с пятой поднялся самый динамичный представитель рейтинга -R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля, продажи которого увеличились в 1,8 раза.

Занимавшие это место ранее A11 Витамины (+14%) опустились на 4 строчку, также потеснив вниз R01 Назальные препараты (+10%). В Топ-10 произошло еще две перестановки. Более динамичные J05 Противовирусные препараты для системного применения (+75%) поднялись с 7 на 6 позицию, сместив вниз A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+5%).

На девятой строчке рейтинга расположились впервые в него вошедшие R02 Препараты для лечения заболеваний горла (+34%).Занимавшая это место ранее группа M02 опустилась на последнюю строку. Отметим, что итоговые доли всех рейтингов увеличились, в том числе и у последнего — суммарная доля десяти лидирующих фармгрупп выросла на 2 п.п. и достигла 57,5%.

Заключение. По итогам первого квартала 2011 г. объем ОТС-рынка достиг 60,416 млрд. руб. (2,065 млрд. долл.) в розничных ценах. В рублях рынок увеличился на 24%, тогда как в долларах его рост составил 27%. В натуральных показателях рынок страны также продемонстрировал позитивную, но менее выраженную динамику (+8%) и достиг850,331 млн. упаковок.

Средняя стоимость упаковки безрецептурного препарата по итогам трех месяцев была выше аналогичного показателя прошлого года (2,43 долл. против 2,06 долл.). Повысились и средние расходы россиян на приобретение ОТС-препаратов в аптеках (14,45 долл. против11,38 долл.).

Источник: Ремедиум

См.также: медицинские выставки 2011 | международные медицинские выставки | производители лекарств | аптека | лекарственные средства

Вернуться к списку новостей