15.09.2011

Установлены три десятка генов, связанных с гипертонией

Американские ученые создали котов, невосприимчивых к кошачьему вирусу иммунодефицита, сообщает UKPA. Чтобы посмотреть, насколько обеспечивающий невосприимчивость ген активен в разных клетках животного, исследователи добавили к нему ген флуоресцирующего белка, благодаря которому генноинженерные коты в ультрафиолетовых лучах светятся зеленым светом.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, сердечно-сосудистые заболевания уносят жизни около 17 миллионов человек в год — это около трети от общего количества смертей. Повышенное артериальное давление — гипертония — считается одной из основных причин инсульта, инфаркта, сердечной недостаточности и прочих болезней сердца и сосудов. В 2008 году американские ученые обнаружили ген STK39, мутации в котором приводят к повышению артериального давления из-за неправильной работы «натриевого насоса» в почках человека.

Группа ученых под руководством Кристофера Ньютона-Че (Christopher Newton-Cheh) из Института Броада (США) проанализировала геномы 200 тысяч европейцев, которые участвовали в 28 исследованиях, направленных на поиск генов гипертонии. Они обнаружили 29 участков генома, которые были так или иначе связаны с повышенным систолическим или диастолическим давлением. Как отмечают ученые, 16 этих фрагментов ранее не связывали с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В частности, два таких участка расположены рядом с генами FURIN и GOSR2, отвечающие за сборку белков-«уборщиков» во всех клетках организма.

Авторы статьи отмечают, что по отдельности все эти мутации крайне слабо влияют на здоровье сосудов, кроме аномалий в гене CYP17A1, вызывающих редкую болезнь — гиперплазию коры надпочечников. По мнению ученых, наиболее серьезные последствия для сердечно-сосудистой системы вызывают мутации в трех генах — NPR3, GUCY1A3 и GUCY1B3. Эти участки ДНК управляют работой системы гормональных сигналов — перемещением молекул циклического гуанозинмонофосфата (цГМФ).

«Мы обнаружили несколько отдельных намеков на то, что цГМФ влияет на здоровье сердца и сосудов. Это говорит о том, что этот гормон играет одну из ключевых ролей в управлении давлением крови. Более того, существует несколько видов лекарств от гипертонии и сердечных приступов, которые работают через эту систему. Мы предполагаем, что этот гормон может применяться и для более эффективного лечения гипертонии. На следующем этапе наших изысканий мы сосредоточимся на поиске других генов, связанных с цГМФ и работой сердечно-сосудистой системы», — отметил Ньютон-Че, слова которого приводит пресс-служба Массачусетской общественной больницы.

Другая группа ученых под руководством Пола Эллиота (Paul Elliot) из Имперского колледжа Лондона (Великобритания) провела аналогичное исследование, используя данные о геномах 120 тысячах человек. Его результаты были опубликованы в журнале Nature Genetics. Эта группа выделила еще шесть генов, связанных с появлением гипертонии, которые не удалось обнаружить Ньютону-Че и его коллегам. В частности, Эллиот и коллеги нашли еще четыре гена, управляющие систолическим давлением. Кроме того, в геноме европейцев присутствуют два других гена, мутации в которых приводят к одновременному повышению систолического и диастолического давления. Один из шести генов — участок под названием FIGN — был ранее обнаружен у жителей Азии, страдающих этим заболеванием.

Источник pharmcluster.ru